Сайт педагога-психолога Самариной Марины Аркадьевны

Понедельник, 17.12.2018, 05:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Документы

Программы ФГТ и ФГОС

«Программа сотрудничества образовательных учреждений по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС»

        Введение Федеральных Государственных Требований(ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

 

        К созданию программы нас побудил поиск точек соприкосновения ДОУ и Школы в плане преемственности в новых условиях реализации ФГТ и ФГОС.

 

        Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

 

        Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления, т. е.структура программы опирается на три направления:

 

 1.      Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

 

 2.      Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образованияи психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.

 

 3.      Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

 

        Написание программы мы начали с преамбулы (вступительной части), в которой излагаются цель и задачи, основания, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для её разработки, т.е. с пояснительной записки, в которой мы рассматриваем:

 

- актуальность проблемы преемственности

 

- важность периода развития ребенкаот рождения до поступления в школу

 

- подготовка детей к школе – как одна из актуальных проблем

 

- значение преемственности между детским садом и школой.

 

 

 

        Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

 

 В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

 

  Что такое деятельностный подход?

 

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

 

        Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

 

        Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.

 

        Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школыи детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность. Мы определили цель и задачи программы.

 

       Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательныйи перспективный характер.

 

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

 

          установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

 

          выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

 

          создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

 

          всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

 

          оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

 

          формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

 

       Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

 

Мы определили общие цели образованиядетей дошкольного и младшего школьного возраста:

 

          воспитание нравственного человека;

 

          охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

 

          сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

 

 Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

 

На дошкольной ступени:

 

        приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

 

        обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

 

        развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

 

        формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

 

        развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

 

 

 

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

 

 ·                становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

 

 ·                умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

 

 · духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

 

 · осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

 

 · индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

 

В программе раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

 

      Принцип развития.

 

      Принцип гуманитаризации.

 

      Принцип целостности.

 

      Принцип культуросообразности.

 

      Принцип содержания образования.

 

Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

 

На дошкольной ступени:

 

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

 

-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

 

- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

 

На ступени начальной школы:

 

 -опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

 

 -направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

 

 -сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

 

Общие условия:

 

         признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

 

         создание преемственной  предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

 

         учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

 

         воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

 

         создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

 

         разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

 

         осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

 

         доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

 

Формы осуществления преемственности

 

               Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

 

 Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

 

Формы осуществления преемственности:

 

   1. Работа с детьми:

 

          экскурсии в школу;

 

          посещение школьного музея, библиотеки;

 

          знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

 

          участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

 

          выставки рисунков и поделок;

 

          встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

 

          совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

 

          участие в театрализованной деятельности;

 

          посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

 

   2. Взаимодействие педагогов:

 

          совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

 

          семинары, мастер- классы;

 

          круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

 

          психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

 

          проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

 

          взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

 

          открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

 

          педагогические и психологические наблюдения.

 

 Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

 

    3. Сотрудничество с родителями:

 

          совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

 

          круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

 

          родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

 

          консультации с педагогами ДОУ и школы;

 

          встречи родителей с будущими учителями;

 

          дни открытых дверей;

 

          творческие мастерские;

 

          анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

 

          образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

 

          семейные вечера,  тематические досуги;

 

          визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

 

          заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

 

        

 

Ожидаемые результаты.

 

        Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной  предметно-развивающей образовательной среды:

 обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

 гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

 комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

 

        Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе (см. Приложение 1 «Портрет выпускника ДОУ»; Приложение 2 «Портрет выпускника начальной школы»).

 

Интергативные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ

 

Приложение №1

 Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:

 

      физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…;

 

      любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…

 

      эмоционально отзывчивый…

 

      овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками...

 

      способный управлять своим поведением и планировать свои действия…

 

      способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту…

 

      имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…

 

      овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

      овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

Приложение № 2

 

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника«Портрет выпускника начальной школы»:

 

      любящий свой народ, свой край и свою Родину;

 

      уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 

      любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

 

      владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 

      готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

 

      доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

 

      выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Категория: Документы | Добавил: Самарина_Марина (14.11.2012)
Просмотров: 36001 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0