Сайт педагога-психолога Самариной Марины Аркадьевны

Суббота, 26.05.2018, 22:43

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Ранний возраст

Характеристика возрастных возможностей в период от 1 до 3 лет (адаптация ребенка к ДОУ).

В период от 1 до 3 лет существенно изменяется социальная ситуация развития ребенка. Наряду с близкими взрослыми в круг общения ребенка начинают включаться и другие взрослые (персонал детского учреждения), которые должны удовлетворять в первую очередь потребность ребенка в доброжелательном внимании и заботе. На этом фоне у детей раннего возраста развивается потребность в общении со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними.

В первые дни и месяцы посещения дошкольного учреждения для маленького ребенка самое сложное — отрыв от матери и замена ее другим незнакомым взрослым, потому что происходит ломка привычного образа жизни. Это вызывает у многих детей негативные эмоции, страхи которые затрагивают весь организм и могут надолго затормозить развитие ребенка.  Наблюдаются нарушения сна, аппетита, временная утрата навыков опрятности, эмоциональные расстройства (плаксивость, агрессия, упрямство и т. д.), пассивность, отказ от самостоятельной еды. При доброжелательном и терпеливом отношении педагогов эти нарушения проходят в течение 3—6 месяцев, хотя у некоторых детей могут встречаться и дольше.

У ребенка этого возраста развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты со взрослыми, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни: адекватно воспринимать просьбы, оценочные высказывания и эмоциональное отношение других людей.

  С приходом ребенка в дошкольное учреждение его эмоциональные принципы к системе отношений «ребенок — взрослый» дополняются отношениями «ребенок — сверстники».

  В начале ребенок может быть напуган большим количеством других детей, их плачем, шумом. Часто в этот период он не выделяет среди них отдельных детей, путает, забывает их имена. В это время он может больше интересоваться игрушками и предметами оборудования группы, и по мере адаптации к новым условиям вступает в контакт с детьми по инициативе воспитателя или самостоятельно, знакомится с ними, изучает их привычки, интересы и т. д.

 У детей раннего возраста детское общество еще только начинает формироваться. Большую часть свободного времени они проводят в  играх. Детские игровые объединения — диады (по двое), возникающие по их инициативе, неустойчивы.

 На третьем году жизни дети активно подражают друг другу, стремятся продемонстрировать себя и в то же время начинают чувствовать отношение к себе; появляются первые речевые диалоги.

 Самооценка  ребенка ярко эмоционально окрашена, связана с его стремлением   быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение.

 В конце второго года жизни дети дают себе общую положительную оценку: «хороший», «большой» и т. п. Двух-трехлетние дети гордятся целым рядом достоинств (силой, умением бегать, прыгать, одеваться, читать стихи, танцевать), причисляя к ним также красивую одежду, новые игрушки и т. п. В этом возрасте появляются новые переживания, неуверенность, удовольствие от самостоятельных действий. Личное неодобрение со стороны взрослых ребенком всегда болезненно переживается.

 

  Ребенок по внешним признакам (одежде, прическе, имени и др.) начинает различать свою половую принадлежность «Я — мальчик!», «Я — девочка!». Этому способствуют и обращение  воспитателя: «Девочки, давайте покатаем кукол!», «Мальчики, построим дом!»

  Ребенок сравнивает свои действия с действиями взрослых, все чаще без их непосредственной помощи. На третьем году жизни появляется такой важный момент в развитии самосознания, как отделение ребенком своего действия от предмета, за которым ранее оно было раньше закреплено. Возникают желания, порой не совпадающие с желаниями взрослых, действия, к которым ребенок относится, как к своим: «Я играю», « Я ем». Происходит переход от обозначения себя в 3-м лице к личному местоимению «Я».

К трем годам возникает «система «Я». Она включает познание ребенком мира через свое имя («Я Саша»), представление о своей половой принадлежности (мальчик, девочка), потребность в одобрении, признании и самостоятельности («Я сам!»).

 

« ПРОГРАММА "ИСТОКИ»

 Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

Категория: Ранний возраст | Добавил: Самарина_Марина (14.11.2012)
Просмотров: 1322 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0