Сайт педагога-психолога Самариной Марины Аркадьевны

Суббота, 26.05.2018, 22:47

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Ранний возраст

Ранний возраст .Познавательное развитие

Характеристика возрастных возможностей:

Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок раннего возраста — настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать.Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие — фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.

Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера.

Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.

Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок примеривает, пробует и через ошибки, их исправление достигает результата. Однако после полутора лет происходит быстрое сокращение предварительных примеривающих действий, переход к зрительному восприятию и оценке отношений между предметами (статичных и динамичных). Особенно ярко это заметно в возрасте 1 год 9 месяцев — 1 год 10 месяцев.

Развитие/восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщенное знание, что создает для ребенка зону его дальнейшего развития («Собери игрушки», «Где твой шкафчик?», «Возьми свою курточку»). Ребенок усваивает слова-названия для обозначения величины, формы, цвета (большой — маленький, круглое, треугольное, квадратное) и функции (катится, стоит). Использование слов-названий помогает развитию и углублению восприятия различных качеств предметов.

В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет наглядно-действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок испытывает новые средства для достижения целей. Например, достает один предмет с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки, встает на стул, чтобы дотянуться до понравившегося предмета.

Изобретая новые средства, ребенок открывает и новые свойства вещей. Например, зачерпывая воду с помощью решета для просеивания песка, обнаруживает, что вода выливается. Это вызывает у него удивление, что стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.

С помощью бытовых предметов (стульев, кресел, подушек и др.) открывает новые формы передвижения: скольжение, скатывание, перекатывание.

Постепенно к концу третьего года жизни ребенок начинает обходиться без внешних проб, экспериментируя и фантазируя в «уме». Например, ребенок закопал в землю будильник и поливал его, думая, что вырастет еще один для бабушки.В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребенка выступают имитирующие действия, образные игрушки и предметы-заместители, иллюстрации в книгах, картинки, его первые рисунки. Функцию главного средства обозначения и замещения начинает выполнять слово («Я — гусеница», «Я — самолет», Я — летаю» и др.).

Это и есть процесс формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и начало развития детского воображения. Так в недрах наглядно-действенного мышления зарождается наглядно-образное, которое в дошкольном возрасте становится основным.

Расширение познавательной деятельности ребенка и обобщение его опыта проявляется в детских вопросах: «Это птица?», «Это грузовик?», «А зачем?», «Кто это?», «Что это?». На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми дети строят собственные представления об окружающем.

Ребенок раннего возраста в состоянии понять, что именно не следует делать в природе — сорить, рвать и ломать растения, приставать к животным. Он бывает насторожен по отношению к незнакомым местам, животным и людям, что вполне естественно.Особый интерес дети проявляют к людям, выполняющим какую-то работу, общающимся друг с другом.

К концу третьего года ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов типа: «Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят, которые не пустили волка?», «Где живет лиса?», «Что ест слон?» и т. п.

 

 

«ПРОГРАММА "ИСТОКИ»   Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

Категория: Ранний возраст | Добавил: Самарина_Марина (14.11.2012)
Просмотров: 5271 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0