Сайт педагога-психолога Самариной Марины Аркадьевны

Суббота, 26.05.2018, 22:49

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Ранний возраст

Речь и речевое общение.

Характеристика возрастных возможностей

Потребность в общении, освоение предметных действий требуют собственной активной речи ребенка. На основе речи развиваются обобщения, символическая функция мышления, т. е. способность к замещению реальных предметов и действий предметами-заместителями и языковыми знаками. Однако за речью лежит долгий путь развития обобщения предметных действий (разные с одним и тем же предметом или одно и то же действие с разными предметами),парные игры  («Ку-Ку», «Катание шара» и др.).

Взрослый для ребенка — неисчерпаемый источник положительных эмоций, интересных впечатлений, игр, в которых все более важную роль играет слово. Стремясь к контакту со взрослым, обладанию предметами и игрушками, ребенок откликается на побуждение использовать слово для достижения этих целей, инициативно высказывается сам. Взрослый поддерживает диалог, «чинит» его, достраивая однословные высказывания ребенка до полной грамматически оформленной фразы (Вася увидел шляпу: «Па-па-па!» Мать: «Да, это папина шляпа. Давай ее наденем».)

Ребенок активен в освоении языка. Стоящие за словом представления развиваются от понимания единичного сходства («ляля» — это и маленькая кукла в манеже, и большая на полке) к широким и все более точным обобщениям (сначала слово «киса» обозначает и кошку, и собачку, и шубку, и шапку, а затем только кошек и котят). При помощи одного и того слова выражаются многообразные значения («мака» — это и молоко, молоко в холодильнике, и дай молока, и стакан с молоком упал и т.д.). Постепенно ребенок учится составлять пока еще грамматически неоформленные двух-, а потом трехсловные предложения.

В 1 год—1 год 6 месяцев словарный запас ребенка составляет 30 40 слов. Высказывания состоят из однословных предложений. В нем преобладают неречевые средства общения (выразительные движения, непосредственный показ, контакт глаз, вокализации, мимика, жесты и др.). Ребенок понимает смысл бытовых ситуаций и используемой в них речи.

В 1год 6 месяцев—2 года словарный запас возрастает до 200—300 слов. Высказывания представляют собой двух-, трехсловные грамматически неоформленные фразы. Речевое общение становится ведущим в ситуации непосредственного взаимодействия ребенка и взрослого,

К концу второго года появляются первые грамматические формы и («Катя кусит касю»  значит «Катя кушает кашу» и т. п.). Увеличивается словарный запас ребенка.                                                           

На третьем году жизни развитие речи происходит в связи с выполнением все более широкого круга функций, прежде всего — налаживании взаимодействия и взаимоотношений с близкими взрослыми и детьми (коммуникативная функция речи), познания окружающего мира (интеллектуальная функция). Ребенок осваивает основную форму речевого общения — диалогическую. Он учится инициативно высказываться, задавать вопрос, ожидать ответа, сам отвечать, обращаться к окружающим с просьбами и предложениями.

  Ребенок пользуется словами для выражения желаний, чувств, мыслей, для достижения желаемых результатов. Однако используемые ребенком слова весьма несовершенны в фонетическом отношении и выражают широкий спектр смыслов. Интерпретируя их и адекватно реагируя словом и предметными действиями, взрослый налаживает взаимопонимание, обогащая, таким образом язык ребенка.

 Проявляя инициативу, ребенок выступает как субъект общения, как равноправный партнер. Стремление быть понятым, добиться выполнения своих желаний заставляет ребенка учиться говорить правильно. Общение со сверстниками в этом возрасте помогает установить эмоциональный контакт и привлечь внимание к своей личности: играя рядом, они сопровождают речью свои действия, но прямо к партнеру пока не обращаются. В это же время зарождается активная ориентировочная деятельность ребенка в языковой среде. Она проявляется в разнообразных играх со взрослыми, возникающих под влиянием радостных переживаний («песенки-шумелки»), и в элементарном словотворчестве («гольфы-мольфы-бальфы», «там-там-та-та-та-там», «а снеги сегодня высокие», «алёнок» и др.).

 При благоприятных условиях к концу третьего года в общении со взрослым дети понимают и выражают в речи свои впечатления, не опираясь на наглядно представленную ситуацию. Дети начинают высказываться о прочитанной им книжке, сказке, на темы из прошлого опыта (воспоминания о поездке в деревню, о подарках Деда Мороза и др.).

Третий  год жизни

Речь взрослого должна быть грамотной, содержательной. Необходимо говорить в умеренном темпе, четко артикулируя звуки, используя точные имена.

К трем годам ребенок:

— охотно вступает в контакт с воспитателями и сверстниками, отвечает, словом и действием на побуждающие предложения воспитателя и его вопросы;

—самостоятельно инициативно высказывается под впечатлением происходящего и на темы из личного опыта, выходящие за пределы ситуации, сопровождает речью игровые действия;

—правильно артикулирует гласные и простые согласные звуки;

   речь имеет форму простых грамматически оформленных фраз

Темпы освоения звукопроизношения, объем и точность словаря, уровень владения сложным синтаксисом, контактность и общительность детей индивидуальны.

 

«ПРОГРАММА "ИСТОКИ»

 Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

Категория: Ранний возраст | Добавил: Самарина_Марина (14.11.2012)
Просмотров: 331 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0